Размер шрифта:

«Последний концерт»

«Последний концерт»
К 85-летию со дня рождения Владимира Высоцкого…
---------------------
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его мать, Нина Максимовна, работала переводчицей с немецкого языка, отец, Семен Владимирович, был офицером-связистом. Когда родители Володи развелись, мальчик переехал в немецкий город Эберсвальд к отцу, где тот продолжал службу. Эберсвальдский учитель музыки обнаружил у мальчика талант и стал учить его нотной грамоте и игре на фортепиано. В 1949 году Высоцкие вернулись в Москву.

Володя был очень начитан, отличался феноменальной памятью, упорством и работоспособностью. В 1953 году новая учительница литературы познакомила Высоцкого с творчеством «опальных» поэтов – Пастернака, Цветаевой, Гумилева. Стихи начал писать в 9 классе.

В 1955 году с помощью Игоря Кохановского Высоцкий осваивает азы игры на гитаре, тогда же начинает заниматься в драматическом кружке в Доме учителя. Руководитель кружка, артист МХАТа В.И. Богомолов, посоветовал Володе поступать в театральную школу.

Однако по настоянию отца Высоцкий выбирает другой вуз и поступает в Московский инженерно-строительный институт. Проучившись полгода, он забрал документы, а в 1956-м году, после полугода напряженных занятий с Богомоловым и выдержав сложнейшие экзамены, поступил на актерское отделение школы студии В.И. Немировича-Данченко при МХАТе.

В 1959 году состоялся дебют Высоцкого в кино: он снялся в эпизоде фильма В. Ордынского «Сверстницы». В 1960 году Высоцкий окончил студию с высшим баллом по актерскому мастерству.

После окончания школы-студии Высоцкий некоторое время работал у Б.И. Равенских в театре им. Пушкина. В конце 1961 года он ушел из театра; месяца два работал в Театре миниатюр у В. Полякова, потом решил попробовать свои силы в «Современнике». В мае 1962 года Высоцкий вернулся в театр им. Пушкина, но в июле снова ушел оттуда.

Сложилась парадоксальная ситуация: великолепный актер не мог найти работу, ходил по киностудиям, ездил на гастроли по периферии, соглашался на маленькие роли, чтобы хоть как-то прожить.
18 февраля 1964 года главным режиссером Московского театра драмы и комедии был назначен Юрий Любимов. Так появилась «Таганка». Высоцкий наконец-то обрел свой театр, в котором работал до последнего дня.

Первой его ролью на «Таганке» стала роль драгунского капитана в «Герое нашего времени». Затем были выступления в спектаклях «Антимиры», «Берегите ваши лица» по стихам Вознесенского и «Павшие и живые» по стихам поэтов военных лет; роли Джона Рида, Маяковского, Галилея и др. Вершиной его актерского мастерства стала роль Гамлета, которого он сыграл двести семнадцать раз. А последней ролью на «Таганке» была роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании».

Одновременно Высоцкий продолжал сниматься в кино. Он сыграл в фильмах «Короткие встречи» (1967), «Интервенция» (1968), «Хозяин тайги» (1968), «Четвертый» (1972), «Плохой хороший человек» (1973), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Служили два товарища» (1978). Славу и всесоюзную известность принесла ему роль Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Однако главное место в его жизни занимала поэзия, сочинение песен. Высоцкий много выступал с концертами, на которых залы были переполнены.

Высоцкий – один из создателей и выдающихся мастеров авторской песни. Вместе с другими бардами он способствовал расцвету и популярности этого жанра. Среди его многочисленных песенных циклов особенное внимание привлекал цикл стихов о войне.
Богатство и разнообразие тем, сюжетов, образов в стихах Высоцкого свидетельствует о зоркости его поэтического зрения, острой наблюдательности. В кого только ни перевоплощался он в своих песнях – во фронтовиков и строителей, альпинистов и шизофреников, спортсменов и алкоголиков, шоферов и моряков и т.д., и т.п. Но о чем бы ни шла речь в его песнях, это всегда была битва против джи, фальши, подлости, всегда утверждение высокой справедливости, нравственной чистоты и благородства.

Летом 1965 года Высоцкий познакомился с французской актрисой Мариной Влади. 1 декабря 1970 года они поженились. Для Высоцкого это был уже третий брак.

Власти не жаловали Высоцкого, он был костью в горле для всевозможных чиновников. Так, например, спектакль «Берегите ваши лица» был закрыт из-за того, что Высоцкий пел в нем «Охоту на волков»; двадцать лет пролежал на полке фильм «Короткие встречи», девятнадцать – «Интервенция», его стихи не печатались по «указанию свыше», вышедшие при его жизни пластинки можно пересчитать по пальцам.

Препятствия творчеству, работа на износ – в театре, на съемочной площадке, на концертах, - алкоголь и морфий – в итоге сделали свое дело. 15 июля 1979 года в Бухаре с ним случился сердечный приступ, а ровно через год, 25 июля 1980 года поэта не стало.

Марина Влади спасла литературное наследие Высоцкого от цензуры и уничтожения, передав все его рукописи в Центральный государственный архив литературы и искусства. В 1981 году вышел первый сборник стихов «Нерв». За ним последовали другие книги, статьи, мемуары и собрания сочинений.

Гастроли в Калининграде:

Так случилось, что наш город занял особое место в «мемориале Высоцкого». С 18 по 22 июня 1980 года в Калининграде прошли гастроли маэстро, которые оказались для него последними.
Поездка в Калининград была под вопросом до последнего момента в связи с плохим самочувствием.

Сам Высоцкий не испытывал иллюзий по поводу своего состояния, он уже написал стихи, в которых попрощался с жизнью. Две предсмертные записки были написаны до калининградских концертов. Стихотворение «И снизу лед, и сверху…», которое признано последним произведением поэта, было уже написано.

Самыми напряженными выдались 18 и 19 июня. В те дни было пять выступлений. Четыре – в кинотеатре «Россия» и одно – во Дворце спорта «Юность». Причем после трех плановых концертов в кинотеатре Высоцкого быстро везли на дополнительный в «Юность». А после выступления во Дворце спорта его срочно доставляли в «Россию», где ждал еще один концерт…

Последний день гастролей оказался катастрофичным для артиста. У Высоцкого пропал голос: не то что петь - разговаривать он мог с трудом. Нужно было искать выход из ситуации. Тогда на сцену вышел хороший друг поэта, актер и режиссер Николай Тамразов и сказал, что Владимир Семенович Высоцкий очень плохо себя чувствует: - Петь он не может, но все равно пришел к вам. Он будет рассказывать и читать стихи. Вы согласны?
Все: - Конечно!

И впервые Высоцкий работал без гитары. Выступление длилось около часа. Он рассказывал о театре, читал стихи: прочитал монолог Гамлета, стихотворение Гудзенко «Перед атакой» из спектакля «Падшие и мертвые» Театра на Таганке.

Затем какой-то человек прислал ему записку: «Кончай трепаться, давай пой!» Высоцкий эту записку зачитал, растерянно постоял какое-то время, глядя перед собой невидящими глазами, и ушел со сцены. Косвенно это подтверждает Н. Тамразов. Он вспоминает, что в гостиницу после последнего концерта пришли люди и извинялись за поведение того незадачливого зрителя. К сожалению, запись концерта найти не удалось. Профессиональная съемка не велась – это было запрещено руководством.

После того Высоцкий вернулся в гостиницу «Калининград». Он был в критическом состоянии, подавлен, ему помогали идти его спутники – московские организаторы В. Гольдман, Н. Тамразов и В. Конторов. Придя в свой номер, Высоцкий не захотел оставаться в привычном кругу близких коллег.

Он позвал тех людей из персонала гостиницы, с которыми успел познакомиться, - администраторов, коридорных. Они составили ему компанию до глубокой ночи. Известно, что Владимиру Семеновичу предложили принести еды из ресторана. А он вдруг замечтал: «эх, сейчас бы картошечки домашней». Одна из работниц, жившая неподалеку, побежала домой, приготовила картошки с салом, с луком и принесла. И вскоре Высоцкий уже уплетал свой «заказ».
Посидели в ту ночь хорошо, тепло, душевно. Разошлись, когда уже светало. А через несколько часов Высоцкий улетел в Москву.

Существует много мифов о многочисленных друзьях Высоцкого, о песнях, написанных о нашем городе, например, о песне «Корабли постоят…». Как утверждает преподаватель БФУ им. И. Канта, эти мифы не находят подтверждения, «песен о Калининграде он не написал. Но все-таки уже то, что здесь прошли его гастроли, вписало наш город в его судьбу».

В нашем городе есть улица Высоцкого. Она находится в конце улицы Горького – в отданном под застройку необжитом районе. На стене Дворца спорта «Юность» установлена мемориальная доска со словами: «В этом здании 22.06.1980 состоялся последний концерт В. Высоцкого в г. Калининграде. Ее автор – скульптор Михаил Дуниман. Летом 2006 года в Центральном парке был открыт памятник Высоцкому работы Бахтияра Саипова.

Источник: https://lib39.ru/kray/literature/writers-2/vysotsky/index.php
0c2e246e265b1def2b1b8f82f21df1fa.jpg
------------------
Адрес музея:
Зеленоградск, ул. Ленина, д. 6.
Тел. 8-401-50-3-27-90

#краеведческиймузейзеленоградск #годовщинавзятиякранца #кудасходитьвзеленоградске #зеленоградск #калининград #высоцкийкалининград