Размер шрифта:

СВЕТОПИСЬ ЖИЗНИ

«СВЕТОПИСЬ ЖИЗНИ»

До 30 сентября 2024 года в музее работает передвижная выставка фотографии и произведений скульптуры из собрания Дома-музея Германа Брахерта.

Художественная фотография – первый вид искусства, который стал развиваться на основе научно-технических достижений ХIХ–ХХ веков. Фотоискусство представляет все направления и жанры изобразительного искусства и дает возможность для таких подходов к созданию образов, которые немыслимы в других видах художественного творчества. Фотография может быть документальной, моментальной, хроникальной, репортажной и т. п. В этом случае речь идет о воспроизведении жизненной реальности, но именно это помогает по-новому увидеть привычные предметы и события, подчеркнуть выразительность, неповторимость и значительность мимолетного мгновения жизни. С этой точки зрения фотография сближается не только с изобразительным искусством, но и с литературой. По словам Александра Родченко – выдающегося советского фотографа начала ХХ века – перед фотохудожником стоит задача найти «необыкновенное в обыкновенном».

Техническая база фотографии первой половины ХХ века довольно сильно отличается от современных методов и способов съемки. «Фотограф… должен стушеваться, забыть все, думая лишь о том, как через простую деталь показать действительность, успеть молниеносно нажать спуск в нужное мгновение. Поднося аппарат к глазу, фотограф интуитивно сосредоточивает на одной линии глаз, мысль и сердце. Именно эта доля секунды для фотографа – единственный момент созидания», – сказал крупнейший французский фотохудожник Анри Картье-Брессон (1908–2004). Это высказывание указывает на некоторые существенные отличия: сегодня не «подносят аппарат к глазу» и могут делать большее количество снимков в единицу времени, что было технически невозможно до изобретения цифровой фотографии. Кроме этого, решающее значение в оценке качества итогового произведения имеет не только сама съемка и материальный носитель изображения (стекло, пленка или металлическая пластина), но и лабораторный этап работы, который требовал знаний о необходимых химических и физических процессах.

В художественной фотографии в 1920-е годы, именно в это время Мия Брахерт становится профессиональным фотографом, получило широкое распространение течение Новое Видение (нем. Neues Sehen). Оно формировалось на основе влияния модернистских традиций школы Баухаус и изобразительных методов конструктивизма. Фотохудожники использовали приемы ракурсной съемки, направленный свет, многократную экспозицию, экспериментальные подходы к организации кадра, и пр. Некоторые фотоизображения, сделанные Мией Брахерт, имеют указанные новаторские черты.

Выставка «Светопись жизни» представляет тематическое разнообразие фотоизображений, сделанных Мией Брахерт на протяжении ее жизни в Восточной Пруссии и земле Баден-Вюртемберг, а также произведения её супруга – скульптора Германа Брахерта (1890–1972).

Примерно в 1933 году, когда начинаются гонения на Германа Брахерта и его произведения монументальной и станковой скульптуры изымаются из общественных собраний и мест расположения, а продукция Государственной янтарной мануфактуры в Кёнигсберге, создаваемая по его проектам, выпускается без указания автора, Мия принимает решение направить свое творчество на фото-фиксацию произведений мужа-скульптора. Этим фотодокументам посвящен отдельный раздел экспозиции. Именно благодаря ее работе, мы знаем об утраченных произведениях скульптуры Германа Брахерта и о его проектах изделий из серебра, фарфора и янтаря.

На представленных в витринах фотографиях можно увидеть любимые ею дом, сад в Георгенсвальде и членов семьи. Почти всегда – это счастливые и красивые люди на фоне пейзажа, который представлен фрагментами нетронутой дикой природы, прилегающей к дому, или фруктовыми деревьями и цветниками, а также видами морского побережья.

В экспозиции также серия фотографий, свидетельствующих о жизни в Шлайтдорфе. Эта коммуна недалеко от Штутгарта в 1944 году становится местом жизни на несколько десятилетий, а за тем в 1970 году – местом упокоения Мии Брахерт.